Экспертиза проектов, проверка и экспертиза смет, экспертиза качества строительства и ремонта

Оценка деловой репутации предприятия

Деловая репутация или гудвилл – это те преимущества, которые приобретает владелец бизнеса, если покупает уже существующее предприятие. Именно благодаря деловой репутации предпринимателю зачастую выгодно купить уже существующий бизнес, чем открывать новый.

Что может входить в понятие гудвилл?

Это и выгодное географическое положение, например если это магазин – то в центре города, на самой оживленной улице. Это может быть наличие большой базы постоянных клиентов – это большой плюс, ведь такие покупатели обеспечивают стабильный спрос и доход компании. Опытный персонал и грамотный менеджмент – это тоже элемент деловой репутации, ведь чем выше опыт и квалификация работников, тем больший доход получает организация от труда каждого из сотрудников. Помимо этого, предприятие может обладать уникальными патентами и лицензиями, а это залог создания востребованного, единичного на рынке товара или услуги.

Виды деловой репутации.

При оценке стоимости можно выделить два типа деловой репутации: положительная и отрицательная. В первом случае предприятие, имея номинальную стоимость в 1 млн. долларов продается за 1,4 млн. здесь 0,4 млн. составит нематериальный актив покупателя – то есть те преимущества, за которые он доплачивает выше фактической стоимости. Если же цена предприятия 1 млн., а продается оно за 500 тысяч, то в таком случае можно судить о наличии отрицательной деловой репутации. Здесь разница в 0,5 млн. – это доход покупателя, ведь он купил предприятие по заниженной цене.

Оценка стоимости гудвилла.

Для начал фиксируются инвестиции в продаваемую компанию, определяется величина активов, далее рассчитывается разница между инвестированными средствами и величиной нетто активов фирмы. Имущество и обязательства предприятия проходят процесс переоценки. После учета переоценки формируется итоговая стоимость деловой репутации.

При грамотном менеджменте принести доход может как покупка предприятия с положительной деловой репутацией, так и с отрицательной. В первом случае необходимо повысить эффективность менеджмента и работать над усилением слабых сторон и развивать сильные. Во втором случае необходима грамотная оптимизация структуры деятельности – продажа неиспользуемых активов, погашение долгов, обучение персонала – в зависимости от тех условий, которые послужили причиной потери стоимости компании.