Итогом реформ, которые произошли в России за последние два десятка лет, стало появление огромного количества новых предприятий, работающих в самых различных направлениях человеческой деятельности. Самым интересным является то, что эти предприятия сами стали товаром и объектом торговли. Теперь такие предприятия можно покупать и можно продавать.
Для понимания эффективности или неэффективности совершения подобной сделки, необходимо сделать оценку стоимости бизнеса, которым занималась продаваемая или покупаемая компания. Сущность такой оценки состоит в установлении размеров активов, способных приносить прибыль. В процессе проведения такой оценки, выполняется оценка стоимости всего имущества, которое имеет компания.
Это стоимость транспортных средств, складских запасов, оборудования и инструмента, объектов недвижимости, средств производства. Также, оценивается стоимость инвестиций, величина долгов, стоимость нематериальных активов, интеллектуальная собственность компании.
Одной из основных причин проведения оценки бизнеса служат такие факторы, как покупка продажа имущества компании, сдача имущества в аренду. Причиной проведения такой оценки может быть реорганизация компании, определение ее стоимости для реализации инвестиционного проекта, оценка стоимости бизнеса для получения кредита, страхования, а также, определение реальной стоимости основных фондов.
В некоторых случаях, причиной оценки могут быть и стратегические планы руководства компании. Это может быть выбор оптимальной модели управления компанией, поиск проблемных и благоприятных направлений будущего развития организации, установление основных показателей эффективности деятельности компании.
Объектом исследований оценщиков является размер прибыли компании, в сравнении с совокупностью имущественных объектов и эффективностью их возможностей. Проведение такой оценки выводит компанию на новый уровень развития. Если компания собирается развиваться, то ее руководство просто обязано выполнить такую оценку.
Моделей развития компании может быть несколько. За руководством стоит задача выбора модели дальнейшего развития.
Моделью номер один можно назвать пошаговую методику развития. Эта консервативная модель, смысл которой заключается в постепенном расширении производства и захвате новых рынков сбыта.
Моделью номер два можно назвать модель слияния или поглощения компании, с участием иных компаний. Итогом таких трансформаций является, как правило, резкий скачок оборотов и размеров прибыли. Этот метод имеет повышенные степени риска, но, при удачном исходе, этот метод способен значительно увеличить прибыли участников и реализаторов данного метода.
При реализации любого из методов развития компании, необходимо обеспечивать постоянный контроль за ходом всего процесса, необходимо выполнять периодическую оценку стоимости активов компании. Это позволяет сделать выводы об эффективности принятых методов расширения и развития компании, а также, степень влияния совершённой сделки на стоимость бизнеса, для чего и прибегают к услугам независимых оценщиков бизнеса.
Оценку бизнеса можно считать одним из инструментов управления компанией, который позволяет делать прогнозы, минимизировать отрицательные эффекты кризисных ситуаций, планировать дальнейшее развитие бизнеса.